Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 

Мы Вконтакте

Семейная игровая гостиная, как форма работы с родителями детей с ОВЗ

СЕМЕЙНАЯ ИГРОВАЯ ГОСТИНАЯ,

КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

  1. Права и обязанности родителей по отношению к своим детям определены в основных законодательных документах РФ:  Конституции РФ, Семейный кодекс РФ; Закон РФ «Об образовании».  В соответствии с Законом «Об образовании», где сказано, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», изменяется и позиция педагогов ДОУ в работе с семьей. Взаимодействие педагогов и родителей предполагает равенство и сотрудничество позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу.

 Семья для ребёнка дошкольного возраста – жизненно необходимая среда, определяющая путь развития его личности. Семья — это родной дом, где ребенок живет, играет, учится познавать мир и людей. Будущее ребенка во многом зависит от умелого, чуткого подхода к нему, а в этом роль близких неоценима. Ребенка воспитывает все, что его окружает. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными.

В специальной психологии и педагогике семья как объект исследования изучена крайне мало. Внимание в основном уделяется научному изучению семей, имеющих детей с наиболее тяжелыми аномалиями развития, а именно со средней и тяжелой степенью умственной отсталости, инвалидностью, вследствие детского церебрального паралича (ДЦП), аутизмом.  Вопросами работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями  здоровья занимались  такие известные деятели как  Е.М. Мастюкова, А.Р. Маллер, О.Н., В.В. Ткачева, Е.Р. Баенская, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, Г.А. Мишина, Е.И. Морозова, Т.Н. Волковская, Е.А. Екжанова.

Взаимодействие с родителями детей, имеющих более легкие нарушения, такие как ЗПР, представлено в психолого-педагогической литературе не так широко. Хотя работа с родителями детей данной категории имеет важное  значение, так как от уровня педагогической компетентности родителей во многом зависит успешность социальной интеграции ребенка в общество. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями требует наличия специальных знаний, использования тактики воспитательной работы с учетом дефекта, типа семьи, условий жизни. Но надо осознать, что готовых рецептов воспитания на все случаи жизни не может быть. Родители должны сами познать закономерности развития своего ребенка и соотносить с ними свои действия. Эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, в целом зависит от согласованных и взаимосвязанных действий родителей и всех участников коррекционно-интегративного педагогического процесса.

Развитие детей с ЗПР характеризуется выраженным замедленным темпом психического развития, но при систематической и целенаправленной коррекционной работе возможно значительные улучшения или выравнивание в развитии ребенка.

    Комплексный подход к преодолению задержки психического развития предполагает активное участие в нем родителей. Микроклимат в семье, заинтересованность родителей в развитии своего ребенка, активное взаимодействие родителей с педагогами ДОУ играют ведущую роль в успешной подготовке детей к школе, а также адаптации их в новой социальной среде.

   Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка.

      «Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. Вся работа учреждения должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей» - считает А.Р. Маллер

        Согласно методическому письму Минобразования  России от 31.01.2001 №90/30-16   «Об использовании в практической деятельности образовательных учреждений методических рекомендаций, программ, технологий, моделей педагогического взаимодействия с семьей» можно использовать различные формы работы по сопровождению  семьи в вопросах воспитания детей.

Как правило,  в работе дошкольных учреждений применяются традиционные формы взаимодействия с семьей (собрания, круглые столы, индивидуальные консультации), но часто родители остаются недостаточно активными и заинтересованными.     

Наиболее эффективными методами работы с семьей являются активные и интерактивные методы взаимодействия, особенность которых заключается в том, что родители активно проявляют инициативу и самостоятельность, и в организованных педагогами формах смогут взаимодействовать с детьми  в разных видах деятельности, оценить трудности и успехи своего ребенка, а так же освоить методы и приемы коррекционно-развивающей работы. 

Одной из таких форм может стать Семейная игровая гостиная – это форма приобретения психолого-педагогических знаний и обогащения воспитательного опыта родителей в совместной деятельности с детьми. Она может включать в себя: вечера «Вопросов и ответов», тренинги, проигрывание проблемных ситуаций, анкетирование, тестирование, совместные игры детей и родителей, семинары – практикумы, мастер-классы и т.д.

Как говорилось ранее, что ЗПР носит комплексный характер, то есть у ребенка как правило задерживаются в развитии все психические процессы, одни более другие менее, но ребенок имеет трудности и физическом плане, в интеллектуальном, в развитии эмоционально-волевой, коммуникативной сфере и т.д.  В связи с этим возникла идея подключить к работе Семейной игровой гостиной всех специалистов, работающих с нашими детьми (воспитатели, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели по физической культуре, по изодеятельности, педагог-психолог и социальный педагог). Таким образом, родителям дается возможность увидеть ребенка в разных видах деятельности, оценить его возможности. А специалистам дается возможность  познакомить родителей именно  с теми методами и приемами работы с ребенком, которые будут наиболее эффективны в рамках данной деятельности.

Для организации Семейной игровой гостиной было разработано положение, в котором были прописаны общие положения, цели, задачи, особенности организации деятельности гостиной, права и обязанности ее участников, а так же план работы на год.

Цель работы Семейной игровой гостинойвовлечение родителей в единое образовательное пространство "Детский сад - Семья", повышение уровня их педагогической грамотности

Задачи:

  1. Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания, обучения  и коррекции развития детей.
  2. Создание условий для организации продуктивного общения, взаимодействия всех участников образовательного пространства.
  3. Расширение форм работы, направленных на организацию взаимодействия педагогов – детей -  родителей.

Организация деятельности клуба.

  1. Работа Семейной игровой гостиной организуется на базе ГБДОУ НАО «Детский сад «Семицветик», в старше-подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, организатором является учитель-дефектолог
  2. Участниками являются дети, родители, воспитатели и специалисты ДОУ (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, воспитатель по изо, социальный педагог).
  3. Педагогический состав участников  может меняться в зависимости от запроса и потребностей родителей
  4. План работы Семейной игровой гостиной утверждается на общем родительском собрании.
  5. Формы организации работы гостиной: совместные детско-родительские игровые часы, продуктивные мастер-классы и т.д.
  6. Частота мероприятий – 1 раз в месяц, длительность проведения не более 40 минут.

  Фотоматериалы из опыта работы Семейной игровой гостиной представлены в презентации