Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 

Мы Вконтакте

Компоненты готовности к школе

Не за горами том момент, когда наши дети пойдут в школу, и конечно, каждый родитель переживает, как сложится школьная жизнь его ребенка, как он будет учиться, и готов ли ребенок в школу. Чтобы ответить на этот вопрос, сначала надо выяснить, а что же такое «школьная готовность». Вам была предложена анкета, в которой вы поделились с нами мыслями по этому поводу. Было очень интересно читать ваши анкеты, и очень приятно, что многие из вас осознают, что готовность к школе, это не только наличие определенных знаний и умений, но набор определенных личностных качеств (трудолюбие, усидчивость, внимание, дисциплинированность, общительность, коллективизм, эмоциональная стабильность…). Но чтобы не было разрозненности представлений, мы сегодня попробуем все это обобщить и выявить, что же такое готовность к школе.

Готовность к школе – это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка.

Готовность к школе включает в себя три компонента:

  1. Физическая готовность – с приходом в школу физическая нагрузка на ребенка увеличивается, очень важно, чтобы ребенок не уставал, меньше болел, хорошо себя чувствовал. Физическая готовность включает в себя: уровень физического развития (рост, вес), уровень биологического развития (кол-во постоянных зубов, достижение определенных пропорций тела), состояние здоровья, развитие анализаторных систем, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений.
  2. Педагогическая готовность – это обученность ребенка, усвоение программного материала, те знания, умения и навыки, которые ребенок получил
  3. Психологический компонент – самый большой и очень важный компонент, который мы рассмотрим немного подробнее. Он сам включает в себя несколько компонентов:
  • Ø Личностная (мотивационная) готовность – включает готовность ребенка к принятию новой социальной позиции – позиции школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Она выражается в положительном отношении ребенка к школе, учебной деятельности, к самому себе. Мотивы, которые побуждают ребенка идти в школу, могут быть внутренние и внешние. Внутренние мотивы – это стремление получать новые знания, интерес к самой учебной деятельности, понимание важности этой деятельности для будущей жизни. Внешние мотивы – это интерес к школьной атрибутике (новая форма, ранец, школьные принадлежности…), интерес к новой жизни, стремление получать хорошие оценки, одобрение взрослых. Идеальными считаются внутренние мотивы, но и преобладание внешних мотивов, это тоже норма в конце дошкольного возраста, важно, чтобы когда новизна и интерес к внешней атрибутике пропадет, у ребенка появился интерес к учебной деятельности.

О личностной готовности может так же свидетельствовать объективность самооценки (отношение к себе и своим качествам), положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности. Важную роль играет при этом оценка ребенка близкими взрослыми (оценка должна быть тактичной, должны быть содержательные характеристики – сначала отмечаем положительные стороны, потом что не получилось и почему, ребенка сравниваем только с самим собой, чаще даем установки на успех «у тебя получится, ты справишься»..)

  • Ø Интеллектуальная готовность – связана с развитием мыслительных процессов – способность обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, выделять существенные признаки, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы, размышлять, объяснять и доказывать свою точку зрения (поэтому здесь важен вопрос «почему», чтобы ребенок излагал свои мысли). У ребенка должен быть достаточный объем механической и логической памяти, а так же произвольная регуляция памяти, внимания и мышления (запоминаю не только то, что интересно, но и то, что нужно, то, что задали). Должен быть широкий кругозор и запас знаний.

Так же интеллектуальный компонент предполагает развитие мелкой моторики (должна быть развита рука, правильный нажим, правильно держать карандаш, чтобы не уставала рука при письме) и развитие зрительно-моторной координации (согласованная работа руки и глаза: вижу и пишу)

  • Коммуникативная готовность – включает в себя развитие потребности в общении, формирование качеств, благодаря которым, дети могли бы общаться с другими детьми и взрослыми (умение вступать в контакт, поддерживать диалог, выслушивать собеседника, быть вежливыми), умение разрешать конфликты конструктивными способами, умение действовать совместно, согласовывать свои действия, подчиняться правилам и нормам, умение уступать и защищаться.
  • Ø Эмоционально-волевая готовность – развитие произвольного поведения (с усилием воли). Она заключается в умении ребенка сознательно подчинять свои действия и свое поведение правилу, ориентироваться на заданную систему требований, внимательно слушать говорящего и выполнять задания предлагаемые в устной форме, выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу (зрительно-моторная координация), произвольность всех психических процессов.

Так же эмоционально-волевой компонент предполагает эмоциональную устойчивость, умение сдерживать эмоциональные порывы (управление эмоциями), сформированность преодоления  трудностей (уверенность в себе, в своих силах).

Совокупность всех этих компонентов и есть «готовность к школе», они обеспечивают адаптацию ребенка к условиям школьного обучения и успешность учебной деятельности. Именно совокупность, потому что нарушение одного компонента может повлечь за собой искажение в развитии других и следовательно может стать причиной дезадаптации.