Развитие внимания у детей
«Не смотри по сторонам», «Будь внимательнее!» - подобные фразы часто сопровождает растущего ребенка дома, в детском саду, и во время прогулок на улице. Что же такое ВНИМАНИЕ, и как это процесс влияет на жизнь ребенка, его познавательные способности?
ВНИМАНИЕ - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Внимание детей дошкольного возраста непроизвольно, то есть привлекает внимание только то, что интересно, ярко и вызывает эмоциональный отклик. Ребенку трудно сосредоточиться, если объект не вызывает у него интереса, это важно помнить при занятиях с детьми.
Важно, чтобы к старшему дошкольному возрасту (к 6 годам) у ребенка начало развиваться произвольное внимание, то есть умение управлять собственным вниманием, заставляя себя сосредоточиваться на чем-либо важном и нужном, жертвуя занимательным и интересным.
В старшем дошкольном возрасте развиваются и свойства внимания:
ü Объем внимания - зависит от количества объектов, которые одновременно ребенок может воспринять, "схватить" с одинаковой ясностью. Разложите на столе 10 небольших предметов и накройте их платком или салфеткой. Затем откройте предметы на 3 секунды и вновь закройте их. Сколько предметов ребенок сможет назвать?
ü Устойчивость внимания - показывает, как долго ребенок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности на объекте или деятельности. Установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут, после чего необходимо сделать небольшой перерыв
ü Концентрация внимания - определяет, насколько сильно, ребенок может сосредоточиться на объекте, не отвлекаясь на посторонние факторы. Сила сосредоточения у дошкольников невелика, ее важно развивать. Например, попробуйте вместе с ребенком разучить стихотворение при включенном радио или телевизоре.
ü Переключение внимания - определяется скоростью преднамеренного перехода ребенка с одного объекта или вида деятельности на другой. При этом перевод внимания всегда сопровождается нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием.
ü Распределение внимания - его рассредоточение на несколько объектов. Именно это свойство дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания (например, в школе, при списывании с доски ребенку одновременно придется распределять внимание между доской и тетрадью, указаниями учителя).
В дошкольном возрасте переключение и распределение внимания развиты слабо и требуют тренировки. Для тренировки переключения и распределения внимания можно использовать такое упражнение. Ребенку предлагается лист со строчками, состоящими из разных фигур, которые расположены вперемежку: круги, квадраты, прямоугольники, трапеции, овалы и т. п. Дается задание: одну фигуру (например, круг) зачеркивать вертикальной чертой, а другую фигуру (например, треугольник) подчеркивать горизонтальной чертой, все остальные фигуры пропускать.
Плохая переключаемость внимания иногда может проявляться в таком широко распространенном явлении, как рассеянность, в детском возрасте проявляется в неумении ребенка надолго сосредоточиться на чем-то одном, в частом отвлечении. Некоторые причины рассеянности:
Во-первых, появление в носоглотке ребенка аденоидов. Эти образования мешают носовому дыханию, что ведет к обеднению кислородом системы кровоснабжения мозга и к нарушению его нормальной работы.
Во-вторых, причиной рассеянности может стать легкое и быстро проявляющееся утомление детей. Чтобы избежать этого, важно следить за тем, чтобы ребенок соблюдал режим дня, особенно в выходные дни. Не стоит перегружать его в выходные занятиями в различных кружках, посещением гостей, просмотром фильмов, компьютерными играми и т. п.
В-третьих, причиной рассеянности может быть неправильное воспитание ребенка в семье. Освобождение ребенка от всех его обязанностей и одновременно выполнение всех его прихотей, отсутствие нормирования времени занятий, отдыха, развлечений, разбросанность интересов также может вызывать быстрое утомление и отключение внимания у ребенка.
Свойства внимания, можно и нужно развивать. Растущему ребенку важно понимать, почему он должен быть внимательным, а для этого его необходимо научить быть внимательным.
Приемы развития внимания у детей
- Учите слышать и понимать с первого раза предъявляемые им требования и инструкции (применять прием «повторения, проговаривания» : выслушал задание (просьбу ), повтори. Все понятно? ( для активизации понимания и принятия задания)
- Учить сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления, управлять вниманием в соответствии с целью (при рассматривании иллюстраций: найди самый высокий дом, найди такого человека (и даем описание)…; на улице: среди стоящих машин найти машину определенного цвета; найди такое то дерево…), обсуждать увиденное и услышанное
- Найди отличия (дается две картинки с похожим изображением одного и того же предмета, но на одной есть много отличий)
- Найди такой же (подобрать пару одинаковых предметов из множества других)
- Раскрась все ( синим, красным, желтым ). Лабиринты
- Что изменилось (на стол выкладывается несколько игрушек, после просмотра, ребенок закрывает глаза, одна игрушка убирается или меняется местоположение, ребенку предлагается узнать, что изменилось)
- Запрещенное движение (ребенок выполняет упражнения по команде, заранее договаривается, что одно движение запрещено, даже если оно называется, его выполнять нельзя)
- Съедобное – несъедобное (летает не летает, живое не живое...)
- Да и нет не говорите, черный с белым не носите (взрослый задает ребенку разные вопросы, отвечая, ребенок не должен называть запрещенные цвета и говорить «да и нет», например «Ты человек?» предполагаемые ответы «Человек, конечно»)
- Графический диктант (под диктовку взрослого ребенок рисует узор в тетради по клеточкам: 2 клеточки вправо, 3 клеточки вниз…Узор должен быть заранее продуманным взрослым)
- Перерисуй узор, рисунок (ребенок должен перерисовать предложенный рисунок точно по клеткам)
Вычеркни все… (ребенку дается статья из газеты, журнала и предлагается вычеркнуть: например все буквы А; со временем задание можно усложнить: букву А зачеркнуть крестиком, букву Б обвести в кружок; потом это можно делать на время)