Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 

Мы Вконтакте

Чтение, как фактор интеллектуального развития

Учитель-дефектолог Карева Е.А.

«Чтение, как фактор развития интеллектуального развития»

  1. Теоретическая часть

“Чтение – это окошко, через которое дети

видят и познают мир и самих себя”.

В. Сухомлинский

Значение книги в жизни человека огромно. Чтение является ведущим предметом в школе. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыком грамотного письма, легче справляется с решением математических задач. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому – восьмому классу читают все хуже и хуже.

Данные социологов о детском чтении (данные 2003г):

  • Любят читать: младшие школьники 43%, старшие — 17%
  • Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие — 17%
  • Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников
  • Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся.
  • Читают познавательную литературу 21%
  • Читают для самообразования 10% школьников.

Исследования ученых доказали, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Н.В.Зайцев, занимающийся этой проблемой, сопоставил успеваемость учащихся 6-8 классов (отличников, хорошистов, троечников) со скоростью чтения  этих же учащихся в третьем классе. Что же выяснилось? Те, кто стал отличником, читали к концу третьего класса  в среднем 150 слов в минуту, хорошисты – 120 слов в минуту, троечники 90 слов в минуту.  Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Дети медленнее прочитывают материал, медленнее усваивают его, забывают его суть прежде, чем начинают выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

Вместе с тем,  стоит  помнить о том, что  традиционная система оценок успеваемости школьников, т.е. пятибалльная система – изживает себя. На смену ей идет другая, основанная на накоплении учеником достижений в той или иной области знаний, которая может быть выражена в участии детей в олимпиадах, конкурсах, турнирах и т.д., как в рамках школьной программы, так и вне ее. Дети участвуют в проектах, пишут рефераты, курсовые, готовят презентации, сдают обязательный экзамен по литературе в виде сочинения,  который является допуском к ЕГЭ, все это требует  умения рассуждать, грамотно излагать свои мысли, эрудиции, творческого мышления, а значит – начитанности.

Слушание и чтение книг влияет на развитие всех психических процессов, необходимых для успешного обучения в школе:

  • · Развивается устойчивость и концентрация слухового внимания, необходимые для обучения в школе, где большая часть информации представляется в устной форме
  • · совершенствуется оперативная память (которая помогает ребенку запоминать и удерживать большой объем учебного материала)
  • развивается воображение
  • Развиваются мыслительные процессы, ребенок учится размышлять, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять зависимости между явлениями и событиями, предугадывать события, описываемые в книге
  • · Повышается общий уровень осведомленности в разных областях
  • · Речевое развитие: расширение  словаря, речь ребенка обогащается эмоциональной и поэтической лексикой;  в книге ребенок слышит правильные грамматические формы речи
  • · Социально-личностное развитие: в книге ребенок знакомится с проблемами, выдвигаемыми жизнью, и их возможными путями решений. Повествование книги способно возбудить эмоциональное напряжение, связанное с переживаемыми героем событиями. Такие переживания способствуют эмоциональному развитию ребёнка.

Таким образом, становится явной необходимость приобщать ребенка к чтению уже с раннего возраста, то есть воспитывать активного слушателя, который со временем станет активным читателем. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребёнка читать.

Как же приучить ребенка к чтению?

Памятка для родителей

  1. Начинайте читать малышу, когда он ещё не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал “чтения после обеда” или “на ночь”. Читайте ребёнку вслух, по ролям, по очереди – к взаимному удовольствию.
  2. Воспользуйтесь психологическим принципом “неоконченного действия”: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (“Ах, прости, я должен уйти, мы остановились вот тут”) и оставьте ребёнка наедине с книгой... А через некоторое время спросите: “Ну, расскажи, что там было дальше, мне очень интересно!”
  3. Читайте сами “про себя” у него на глазах. Он должен видеть, что вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.
  4. Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  5. До или во время чтения книги выясните значение трудных или незнакомых слов.
  6. Спросите, чем понравилась книга ребёнку, что нового он из неё узнал.
  7. Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии. Какие слова или выражения запомнились ему? Чему учит эта книга?
  8. Предложите нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
  9. Хвалите ребёнка за чтение.
  10. Рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  11. Подпишите его на какой-нибудь журнал: о футболе, конном спорте. Одним словом о том, что ему больше по душе. Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.
  12. Спросите у его друзей, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.
  13. Попробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные истории... Может быть, он просто ещё не нашёл то, что ему по вкусу.
  14. Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу (сказки народные и авторские, поэзия, фольклор, произведения о природе, энциклопедии и т.д.)
  15. Запишите его в детскую или районную библиотеку. Библиотекари помогут сделать выбор.
  16. Ходите вместе в книжный магазин тогда, когда там не очень много народу. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
  17. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
  18. Дарите ребёнку книги с дарственной надписью, тёплыми пожеланиями.

 

  1. Практическая часть

Сколько сказок прозвучало?

Жили – были дед да баба, была у них избушка не ледяная, а лубяная. Жили они в ней тридцать лет и три года. Жили, не тужили, и все было хорошо, да не дал бог деточек. Вот и говорит старуха старику: “Ступай-ка ты, старик, к золотой рыбке. Поклонись рыбке, повинись, да выпроси у неё яичко, да не простое, а золотое”. И отправился старик к синему морю. А старуха у окна села ждать его одна. Ждет – пождет с утра до ночи. Смотрит в море, даже очи разболелись глядючи.

А старик в это время не шутит: руки, ноги он рыбке веревками крутит. Зубы острые в самое сердце вонзает и яичко у неё выпрошает. А старуха в избе усмехается да Ивана – дурака дожидается. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.

Вот уж и зима прошла, весна наступила. Стало солнышко припекать и захотелось старухе ключевой водицы испить. Пошла она к колодцу, зачерпнула воды, да вот беда – оступилась. Упало ведро на самое дно колодца. Плачет старуха, слезами горькими умывается. Глядь – лужица. Дай, думает старуха, напьюсь из этой лужицы. А тут мышка бежит и голосом молвит человеческим: “Не пей, старая, козленочком станешь”. Не послушалась старуха мышку и напилась из лужицы. Вдруг грянул гром, засверкали молнии, и превратилась старуха в лягушку. Сидит себе да поквакивает. А на ту пору Иван-дурак возвращался с охоты. Глядь – лягушка сидит. Натянул он стрелу, прицелился… Тут взмолилась лягушка: “Не губи меня, Иванушка, я тебе пригожусь”. Так оно и вышло, по – лягушечьи.

Принес Иванушка лягушку во дворец к царю-батюшке. И велел тут же государь приготовить три котла: с водою ледяною, с водою вареною и с парным молоком. Выкупалась лягушка в трех котлах и стала писаной красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать!

Тут и свадебку сыграли. И детушки не заставили себя долго ждать. Народилось у них детей великое множество: в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря.

А старик у синего моря и по сей день ходит: пойдет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит ту, что я вам рассказала. Вот и получается, что сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам и старикам урок.

Ответы : “Лиса и заяц” или “Заюшкина избушка”; “Сказка о рыбаке и рыбке”; “Снегурочка”; “Курочка Ряба”; “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”; “Муха – цокотуха”; “Баба Яга”; “Сказка о сестрице Аленушке и братце Иванушке”; “Мороз Иванович”; “Царевна – лягушка”; “Конек – Горбунок”; “Сказка о царе Салтане”; “Руслан и Людмила”.

 

         Конкурс « В гостях у сказки»

Все вы работаете с детьми дошкольного возраста. Дошкольники знают очень много сказок, а знаете ли их вы?

Доскажите имя сказочного героя

Али (Баба)

Маленький (Мук, принц)

Дядя (Федор, Степа)

Елена (прекрасная)

Дед (Мороз, Мазай)

Почтальон (Печкин)

Мальчик (с пальчик)

Железный ( Дровосек)

Кот( в сапогах, Леопольд, Матроскин)

Старик (Хоттабыч)

Старуха (Шапокляк) 

 

  1. Результаты анкетирования детей и родителей старше-подготовительной группы

 

Вопросы

Ответы родителей

Ответы детей

Нравится ли слушать чтение книг

Да – 9

Иногда -1

9 - да

Как часто читаете

Ежедневно – 4

Раз в неделю /редко - 6

3 – часто

4 – редко; 2 – не читают

Какие книги ребенок предпочитает / Какая у тебя любимая книжка

Разные – 4; сказки – 3; энциклопедии – 3; о природе, животных - 2

Алеша Попович – 2, энциклопедии 1, Теремок – 1, Колобок – 1; про Бабу ягу 1, не могли назвать -3

Может ли ребенок пересказать, о чем эта книга / Расскажи, о чем книга

Самостоятельно – 3; с помощью - 6

Почти все дети затрудняются объяснить (3 ребенка назвали одним предложением)

Какие сказки знаешь?

 

Репка, Колобок, Курочка Ряба, Маша и Медведь, Алеша Попович, Иван Царевич и Серый волк, Уличные музыканты

Есть ли личная библиотека дома

Есть – 8 , нет ответа 1

Нет книг 1, мало 3, много -6