Чтение, как фактор интеллектуального развития
Учитель-дефектолог Карева Е.А.
«Чтение, как фактор развития интеллектуального развития»
- Теоретическая часть
“Чтение – это окошко, через которое дети
видят и познают мир и самих себя”.
В. Сухомлинский
Значение книги в жизни человека огромно. Чтение является ведущим предметом в школе. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыком грамотного письма, легче справляется с решением математических задач. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому – восьмому классу читают все хуже и хуже.
Данные социологов о детском чтении (данные 2003г):
- Любят читать: младшие школьники 43%, старшие — 17%
- Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие — 17%
- Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников
- Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся.
- Читают познавательную литературу 21%
- Читают для самообразования 10% школьников.
Исследования ученых доказали, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Н.В.Зайцев, занимающийся этой проблемой, сопоставил успеваемость учащихся 6-8 классов (отличников, хорошистов, троечников) со скоростью чтения этих же учащихся в третьем классе. Что же выяснилось? Те, кто стал отличником, читали к концу третьего класса в среднем 150 слов в минуту, хорошисты – 120 слов в минуту, троечники 90 слов в минуту. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Дети медленнее прочитывают материал, медленнее усваивают его, забывают его суть прежде, чем начинают выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.
Вместе с тем, стоит помнить о том, что традиционная система оценок успеваемости школьников, т.е. пятибалльная система – изживает себя. На смену ей идет другая, основанная на накоплении учеником достижений в той или иной области знаний, которая может быть выражена в участии детей в олимпиадах, конкурсах, турнирах и т.д., как в рамках школьной программы, так и вне ее. Дети участвуют в проектах, пишут рефераты, курсовые, готовят презентации, сдают обязательный экзамен по литературе в виде сочинения, который является допуском к ЕГЭ, все это требует умения рассуждать, грамотно излагать свои мысли, эрудиции, творческого мышления, а значит – начитанности.
Слушание и чтение книг влияет на развитие всех психических процессов, необходимых для успешного обучения в школе:
- · Развивается устойчивость и концентрация слухового внимания, необходимые для обучения в школе, где большая часть информации представляется в устной форме
- · совершенствуется оперативная память (которая помогает ребенку запоминать и удерживать большой объем учебного материала)
- развивается воображение
- Развиваются мыслительные процессы, ребенок учится размышлять, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять зависимости между явлениями и событиями, предугадывать события, описываемые в книге
- · Повышается общий уровень осведомленности в разных областях
- · Речевое развитие: расширение словаря, речь ребенка обогащается эмоциональной и поэтической лексикой; в книге ребенок слышит правильные грамматические формы речи
- · Социально-личностное развитие: в книге ребенок знакомится с проблемами, выдвигаемыми жизнью, и их возможными путями решений. Повествование книги способно возбудить эмоциональное напряжение, связанное с переживаемыми героем событиями. Такие переживания способствуют эмоциональному развитию ребёнка.
Таким образом, становится явной необходимость приобщать ребенка к чтению уже с раннего возраста, то есть воспитывать активного слушателя, который со временем станет активным читателем. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребёнка читать.
Как же приучить ребенка к чтению?
Памятка для родителей
- Начинайте читать малышу, когда он ещё не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал “чтения после обеда” или “на ночь”. Читайте ребёнку вслух, по ролям, по очереди – к взаимному удовольствию.
- Воспользуйтесь психологическим принципом “неоконченного действия”: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (“Ах, прости, я должен уйти, мы остановились вот тут”) и оставьте ребёнка наедине с книгой... А через некоторое время спросите: “Ну, расскажи, что там было дальше, мне очень интересно!”
- Читайте сами “про себя” у него на глазах. Он должен видеть, что вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.
- Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
- До или во время чтения книги выясните значение трудных или незнакомых слов.
- Спросите, чем понравилась книга ребёнку, что нового он из неё узнал.
- Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии. Какие слова или выражения запомнились ему? Чему учит эта книга?
- Предложите нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
- Хвалите ребёнка за чтение.
- Рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
- Подпишите его на какой-нибудь журнал: о футболе, конном спорте. Одним словом о том, что ему больше по душе. Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.
- Спросите у его друзей, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.
- Попробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные истории... Может быть, он просто ещё не нашёл то, что ему по вкусу.
- Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу (сказки народные и авторские, поэзия, фольклор, произведения о природе, энциклопедии и т.д.)
- Запишите его в детскую или районную библиотеку. Библиотекари помогут сделать выбор.
- Ходите вместе в книжный магазин тогда, когда там не очень много народу. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
- Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
- Дарите ребёнку книги с дарственной надписью, тёплыми пожеланиями.
- Практическая часть
Сколько сказок прозвучало?
Жили – были дед да баба, была у них избушка не ледяная, а лубяная. Жили они в ней тридцать лет и три года. Жили, не тужили, и все было хорошо, да не дал бог деточек. Вот и говорит старуха старику: “Ступай-ка ты, старик, к золотой рыбке. Поклонись рыбке, повинись, да выпроси у неё яичко, да не простое, а золотое”. И отправился старик к синему морю. А старуха у окна села ждать его одна. Ждет – пождет с утра до ночи. Смотрит в море, даже очи разболелись глядючи.
А старик в это время не шутит: руки, ноги он рыбке веревками крутит. Зубы острые в самое сердце вонзает и яичко у неё выпрошает. А старуха в избе усмехается да Ивана – дурака дожидается. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.
Вот уж и зима прошла, весна наступила. Стало солнышко припекать и захотелось старухе ключевой водицы испить. Пошла она к колодцу, зачерпнула воды, да вот беда – оступилась. Упало ведро на самое дно колодца. Плачет старуха, слезами горькими умывается. Глядь – лужица. Дай, думает старуха, напьюсь из этой лужицы. А тут мышка бежит и голосом молвит человеческим: “Не пей, старая, козленочком станешь”. Не послушалась старуха мышку и напилась из лужицы. Вдруг грянул гром, засверкали молнии, и превратилась старуха в лягушку. Сидит себе да поквакивает. А на ту пору Иван-дурак возвращался с охоты. Глядь – лягушка сидит. Натянул он стрелу, прицелился… Тут взмолилась лягушка: “Не губи меня, Иванушка, я тебе пригожусь”. Так оно и вышло, по – лягушечьи.
Принес Иванушка лягушку во дворец к царю-батюшке. И велел тут же государь приготовить три котла: с водою ледяною, с водою вареною и с парным молоком. Выкупалась лягушка в трех котлах и стала писаной красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать!
Тут и свадебку сыграли. И детушки не заставили себя долго ждать. Народилось у них детей великое множество: в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря.
А старик у синего моря и по сей день ходит: пойдет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит ту, что я вам рассказала. Вот и получается, что сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам и старикам урок.
Ответы : “Лиса и заяц” или “Заюшкина избушка”; “Сказка о рыбаке и рыбке”; “Снегурочка”; “Курочка Ряба”; “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”; “Муха – цокотуха”; “Баба Яга”; “Сказка о сестрице Аленушке и братце Иванушке”; “Мороз Иванович”; “Царевна – лягушка”; “Конек – Горбунок”; “Сказка о царе Салтане”; “Руслан и Людмила”.
Конкурс « В гостях у сказки»
Все вы работаете с детьми дошкольного возраста. Дошкольники знают очень много сказок, а знаете ли их вы?
Доскажите имя сказочного героя
Али (Баба)
Маленький (Мук, принц)
Дядя (Федор, Степа)
Елена (прекрасная)
Дед (Мороз, Мазай)
Почтальон (Печкин)
Мальчик (с пальчик)
Железный ( Дровосек)
Кот( в сапогах, Леопольд, Матроскин)
Старик (Хоттабыч)
Старуха (Шапокляк)
- Результаты анкетирования детей и родителей старше-подготовительной группы
Вопросы |
Ответы родителей |
Ответы детей |
Нравится ли слушать чтение книг |
Да – 9 Иногда -1 |
9 - да |
Как часто читаете |
Ежедневно – 4 Раз в неделю /редко - 6 |
3 – часто 4 – редко; 2 – не читают |
Какие книги ребенок предпочитает / Какая у тебя любимая книжка |
Разные – 4; сказки – 3; энциклопедии – 3; о природе, животных - 2 |
Алеша Попович – 2, энциклопедии 1, Теремок – 1, Колобок – 1; про Бабу ягу 1, не могли назвать -3 |
Может ли ребенок пересказать, о чем эта книга / Расскажи, о чем книга |
Самостоятельно – 3; с помощью - 6 |
Почти все дети затрудняются объяснить (3 ребенка назвали одним предложением) |
Какие сказки знаешь? |
|
Репка, Колобок, Курочка Ряба, Маша и Медведь, Алеша Попович, Иван Царевич и Серый волк, Уличные музыканты |
Есть ли личная библиотека дома |
Есть – 8 , нет ответа 1 |
Нет книг 1, мало 3, много -6 |