Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 

Мы Вконтакте

Памятка ,,Нормативные показатели нервно-психического развития детей раннего возраста,,

Нормативные показатели нервно-психического развития ребенка

Существуют определенные поведенческие ориентиры, или так называемые нормы развития ребенка, выделенные многими авторами (М.И. Лисина, Ж.Пиаже, К. Л. Печора, Н.М. Аксарина. А.С. Галанов, А.Н. Корнев, С.М. Кривина, А.М. Казьмина, Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, и др.). Данные нормативы, их знание,  позволяют провести сравнительный анализ и заподозрить нарушение темпа психического развития ребенка.

Показатели

Нормативы развития

Признаки отставания в развитии

Познавательное

развитие

Выделяет предметы из фона, стремится к познанию функциональных свойств объектов. Познавательная установка «Что с ним можно делать? Что он делает? Зачем он?». Действия с предметами активны и осмысленны.

 

При ориентировочных действиях активные «поисковые» результативные пробы. Оценивает успех и неудачу

 

2,5 года:

- Различает цвета (красный, зеленый, синий, желтый, черный), соотносит и сортирует их по образцу (Найди такой же);

- По образцу подбирает геометрические формы. Ориентируется в 6 контрастных формах предметов – шар, куб, кирпичик, призма, цилиндр, конус.

- Строит    из кубиков     по образцу   «кроватку, стол, стул».

- Понимает слово «Один»  (просим дать один предмет из множества);

Собирает трехсоставную  матрешку,  3-4 составную пирамидку

3 года:

- Различает и называет основные цвета;

 - В своей деятельности правильно использует геометрические формы по назначению (накладывает на силуэт, вкладывает в отверстия соответствующей формы).

- Правильно различает и называет кубик, кирпичик, шар

- Строит постройки и обыгрывает их («дом, гараж»).

- определяет какого предмета не стало (из трех) собирает 4-х составную матрешку и 4х-5ти составную пирамидку

Медленно осваивает предметные действия (иногда отсутствует интерес к предметам и игрушкам). Восприятие функциональных свойств  недостаточно. Соотносящие действия затруднены. Предметные действия манипулятивны, могут быть однообразны (стереотипны),  недостаточно активны, не всегда использует предметы по назначению (стучит ложкой по столу, бросает машинку).  При затруднениях не возникает речь.

Пробы единичные, нередко «силовые»,  равнодушие к конечному результату

 

Моторика

-Крупная моторика: бегает, стоит на одной ноге, во время ходьбы держит в руках предмет, к  3 годам появляется согласованная деятельность рук, определяется доминантная (ведущая рука);

-мелкая моторика: пальцевый захват предметов, режет ножницами, раскатывает пластилин, может застегнуть крупные пуговицы и т.д.

-Наблюдается неустойчивость, неуклюжесть походки, замедленность или импульсивность движений; несогласованность движений рук при ходьбе

-недостаточно развита мелкая моторика,

 -характерен ладонный захват предметов

Речевое

 развитие

Развитие речи в этот период идет особенно интенсивно, словарный запас от 250 до 300 слов; активно используют речь для общения;

2,5 г

-Понимает короткий рассказ без показа о событиях, которые были в опыте ребенка.

-Ребенок говорит многословными предложениями (в предложении более 3 слов). В речи появляются вопросы «Где?», «Куда?», «Откуда?»

- Использует в речи местоимения  «мой, моя, мои, мое».

3г.

- словарный запас достигает до  800-1000 слов

Понимает сказки и рассказы о событиях, которых не  было в опыте ребенка, но ему знакомы отдельные элементы. 

-Начинает употреблять сложные предложения. Появляются вопросы «Когда?», «Почему?»

-Начинают согласовывать слова;

-Появляется словотворчество (помаза – помада; ежинята)

-Задержка речевого развития (многие дети с психофизическими нарушениями начинают говорить только после трех лет). 

-Зачастую не используют речь в контексте общения. 

-Недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется и другими средствами общения, в ча­стности мимикожестикуляторными (амимичное (лишенное мимики) лицо, плохое понимание жеста)

- проявления эхолалии в речи (повторение инструкций, вопросов); многократное повторение одних и тех же фраз, не всегда соответствующих ситуации общения)

Социально-

эмоциональное развитие

- Начинает обращать внимание на чувства других людей, демонстрирует свои чувства

-переживает и расстраивается по поводу неудач

-Собственнически относится к своим вещам

-Играет параллельно, наблюдает за игрой других детей, начинает взаимодействовать в игре с другими детьми

-Принимает помощь

Сюжетная игра: 

2,5 г. В игре сюжетного характера ребенок отражает взаимосвязь и последовательность 2-3 действий

3г. - Появляются элементы ролевой игры.

- Пассивность в эмоциональных контактах, малоэмоциональность, амимичность;

- Тревожность или проявление агрессивности;

- Отсутствие интереса к игрушке;

- Не проявляет интерес к своему изображению в зеркале, не узнает себя в зеркале

Самообслуживание

- Ест ложкой без потерь не размолотую пищу

- Самостоятельно пользуется салфеткой, говорит «спасибо»

- Надевает простую одежду без помощи (2,5 г.);

- 3г. - Надевает штанишки, рубашку, носки, ботинки; расстегивает «молнию»; застегивает крупные пуговицы, липучку

- Аккуратно складывает одежду на стул

- Самостоятельно моют руки с мылом и вытирают полотенцем

- Сообщает, что хочет в туалет

- Стремится к самостоятельности

Выраженная задержка формирования навыков самообслуживания, опрятно­сти, отсутствие стремления к самостоятельности.

 

В период адаптации, на фоне стресса, у ребенка могут на время теряться полученные ранее навыки, проявляться повышенная тревожность, нервозность, сниженный эмоциональный фон, негативизм и уход от общения - эти факторы необходимо учитывать при наблюдении за ребенком. Вместе с тем, стоит отметить, что у ребенка с нарушениями нервно-психического развития адаптация может проходить в тяжелой и длительной форме.  

 

 

Используемая литература:

*        Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития// Альманах института коррекционной педагогики PAO . - M., 2001 № 4

*        Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М., 2006

*        Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М., 2004

*        Шипицына Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. 
Название: Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста
Издательство: «Речь»  Год: 2003

Используемые интернет -  источники

*        http://alldef.ru/ru/articles/almanah-4/metodicheskie-rekomendacii-k-psihologo-pedagogicheskomu

*        http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2011/11/15/metodicheskie-rekomendatsii-po-vyyavleniyu-detey-rannego-vozrasta

*        http://schlg7.dszn.ru/files/newspic/mmipksz/005ranpom.pdf

*        https://refdb.ru/look/2774229-pall.html

*         http://rodnaya-tropinka.ru/razvitie-detej-rannego-vozrasta-osnovny-e-pokazateli/#ixzz3p0nZprJu

*         http://rodnaya-tropinka.ru/razvitie-detej-rannego-vozrasta-osnovny-e-pokazateli/#ixzz4fA1KgEb7

Ссылки по видеоматериалам:

*        https://www.youtube.com/watch?v=LRkHC38TAao

*        https://www.youtube.com/watch?v=xbqZ8EFe6w0