Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 

Мы Вконтакте

Речевой этикет педагога с детьми с ЗПР

«Речевой этикет педагога с детьми с ЗПР»

Воспитатели за все время пребывания в детском саду общаются со своими воспитанниками. Это происходит во всех видах деятельности: в организации игр, в проведении занятий, в знакомстве с художественными произведениями и др. С помощью общения проявляется способность обмениваться опытом, устанавливать контакт с другими людьми, передавать реальные или вымышленные сведения об окружающей действительности. Для детей с задержкой психического развития процесс общения протекает сложнее, так как существуют языковые, слуховые, двигательные и другие барьеры для овладения социальным взаимодействием. Дети отличаются своей гиперактивностью, невнимательностью, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. У детей с ЗПР чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения. Ребёнок представляет собой неповторимую личность, a следовательно, требует к себе особых, индивидуальных способов воздействия и форм общения.  Педагогам требуется огромное терпение и усилие в общение с детьми с ЗПР.

Речевой этикет целиком зависит от качества речи воспитателя, ведь дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют.

Для воспитателя владение образцовой речью - это показатель  его профессиональной подготовленности. Таким образом, среди требований к речи педагога ДОУ выделяют следующее:

Правильность – соответствие речи языковым нормам, которая является обязательным качеством любой речи, и речи педагога обязательно. ( знать и выполнять правила литературного произношения).

Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Точная речь - это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено слово то, что должно быть сказано.

Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношение между частями и компонентами мысли. Логичность речи предполагает в первую очередь наличие в высказывании трёх смыслообразующих компонентов (начало, основная часть и конец высказывания). Не менее важное значение имеет умение говорящего правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.

Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Чистая речь-это речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов. Затрудняет восприятие речи педагога и неоправданное употребление им заимсвованых слов, а также диалектных, жаргонных выражений.

Выразительность - особенности речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительная речь обладает такими свойствами, которые вызывают и поддерживают внимание и интерес слушателей.

Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатство речи каждого человека определяется тем, как он использует богатство языка. О богатстве языка судят и по количеству слов, по их смысловой насыщенности. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

Уместность - учет специфики нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения ( навыков общения, умение пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.)

Голос - профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть, беречь его от перегрузок. Характерная ошибка многих педагогов - стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А « секрет» для установления здоровой тишины: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы, а иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды,- это  утомляет и взрослого, и детей.

Поза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи, усиливают понимание того, о чем говорится. Имеет огромное значение, с каким выражением лица разговаривает педагог с детьми. Особенно это важно для ребенка - ведь по выражению лица старшего им легче определить смысл сказанного.

И в заключении несколько правил, которые будут полезны воспитателям в работе с детьми с ЗПР.

• В разговорах с детьми говорить нужно отчетливо, коротко неторопливо, простым языком не повышая голоса.

• Необходимо помнить, что повышение голоса нервирует детей, возбуждает возбудимых.

Воспитатель должен выступать перед детьми как личность с сильным характером.

• Всегда до конца доводить начатую с детьми работу, проявляйте настойчивость.

• Не смеяться ни над какими ошибками детей. Не будьте нетерпеливыми, когда дети проявят неумение.

Использование перечисленных советов в воспитательном процессе, несомненно, принесет положительный результат.