Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 

Мы Вконтакте

Дети военной поры

МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Семицветик» г.Нарьян-Мара»

Тематическое занятие

для детей подготовительных групп

на тему:

Дети военной поры

Подготовили:

воспитатель по познавательному развитию: Тарасова М.В.

социальный педагог: Кожевина Н.В.

2013 – 2014 учебный год

Цель:

- расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.; способствовать воспитанию в детях чувства гордости за свой народ, победивший в тяжелой войне с врагами, желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях - героях войны;

Задачи:

-дать детям представление о жизни и деятельности детей в годы войны, их роли в победе нашего народа в Великой отечественной войне;

-познакомить с подвигами юных героев (Марата Казея, Лени Голикова, Нади Богдановой и др.);

- развивать нравственные чувства: сопереживания, благодарности, гордости к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, к женщинам и детям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени;

- воспитывать интерес к истории своего народа, бережное отношение к его традициям, уважение памяти погибших.

Предварительная работа:

-чтение художественных произведений о детях войны, рассказывание о событиях Великой Отечественной войны, рассматривание иллюстраций по данной теме.

Материалы и оборудование:

-видеопроектор;

-мультимедийная презентация «Дети военной поры»;

-тексты стихотворений

-музыка

Ход занятия:

Дорогие ребята! Сегодня мы собрались вместе, чтобы отметить великий праздник «День Победы» и вспомнить тех, кто приближал победу, помогал победить, а путь к победе был трудным и долгим. ( слайд – оформление - День победы)

День начала войны, 22 июня 1941 года , не забыть ни взрослым, ни детям. Из репродукторов, висящих на улицах, донесся громкий голос, который известил всех, что закончилась мирная жизнь и началась… война. (слайд )
Звучит голос Левитана в записи: «Говорит Москва…»

Вот так, неожиданно, в обычный летний день, 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех войн – Великая Отечественная война. Можно сосчитать, сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но невозможно сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война. (Слайд )

Война… Суровее нет слова.
Война… Печальнее нет слова.
Война… Священнее нет слова.

Звучит запись песни «Священная война».


В едином порыве все встали на защиту своей Родины. Под эту песню уходили на фронт наши солдаты защищать свою Родину, родных, детей. (Слайд )

Вставай, народ!

Услышав клич Земли,

На фронт солдаты Родины ушли.

Отважно шли солдаты в бой

За каждый город и за нас с тобой!

Хотели отомстить скорей

За стариков, за женщин, за детей!

Всюду висели плакаты, призывающие на фронт. (Слайд)

Вместе с мужчинами на фронт уходили воевать и многие женщины, которые становились медсестрами, врачами, санитарками, связистками, летчицами, разведчицами; Многих солдат спасли от смерти добрые женские руки. (слайд)

Входит Девочка, на голове у нее косынка с красным крестом, на боку — сумка с медикаментами.

Девочка:

Пушки грохочут, пули свистят.

Ранен осколком снаряда солдат.

Шепчет сестричка: «Давай поддержу,

Рану твою я перевяжу!»

Все позабыла: слабость и страх,

Вынесла с боя его на руках.

Сколько в ней было любви и тепла!

Многих сестричка от смерти спасла!

Те женщины, что оставались дома, выращивали хлеб, овощи, скот, чтобы прокормить нашу армию, а на заводах работали у станков и делали орудия и снаряды для защитников нашей Родины. Старушки вязали варежки и шарфы для солдат, чтобы они не мерзли и могли смело бить врага. (слайд)

А чем же занимались дети в военное время?
Дети войны-

мальчики и девочки –

их жизнь могла и должна была быть другой, наполненной беззаботным, веселым временем. (слайд)

Но Великая Отечественная война перечеркнула все, принесла им страдания, слезы, лишения. (слайд)

На хрупкие детские плечи легла тяжесть военных невзгод и бедствий.

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…

Фабрики и заводы страны остались без рабочих. В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети: работали на военных заводах – готовили детали для будущих танков, самолетов, пулеметов – трудились наравне со взрослыми по 10 – 12 часов, понимая, как нелегко всем в этот трудный для Родины час. Плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся; нередко они не доставали до верстака или станка, и им делали специальные подставки из ящиков.(слайд)

Но не все дети могли работать на заводах, некоторые из них дежурили на крышах домов при воздушных налетах, потому что от зажигательных бомб, которые сбрасывали с фашисты с самолетов , часто возникали пожары зданий. Дети тушили зажигательные бомбы в ящиках с песком, а во время бомбежек прятались в погребах, подвалах, в метро; (слайд)

кроме этого, дети собирали теплые вещи для фронтовиков, собирали металлолом и пустые бутылки, которые служили для заполнения горючей жидкостью и использовались на фронтах как гранаты; зарабатывали деньги в фонд обороны.

Мне хочется рассказать об одной девочке, Аде Занегиной (слайд)

Глаза девчонки семилетней,

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем не спросишь,

Пошутишь с ней, молчит в ответ,

Как будто ей не семь , не восемь,

А много, много горьких лет

В 1942 году в газете "Омская правда" напечатано "Письмо Ады Занегиной", в котором говорилось: (слайд)

«- Я Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по-печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевка Смоленской области. Я хочу домой. Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Н всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьет Гитлера, мы поедем домой. Ада.»

Дети со всей страны откликнулись на этот призыв Ады Занегиной. Одна девочка написала:

"Дорогая незнакомая девочка Ада! Мне только пять лет, а я уже год жила без мамы. Я очень хочу домой, потому с радостью даю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага. Таня Чистякова ." (слайд)

В областном отделении Госбанка был открыт счет № 350035.

Дети - дошкольники, учащиеся школ города и области начали сбор средств на танк "Малютка".

Деньги поступали почти ежедневно - рубли, даже мелочь, что была в ребячьих кошельках.

Дети детского сада совхоза "Ново-Уральский "подготовили концерт и перечислили заработанные 20 рублей в Госбанк.

Средства, собранные детьми Омской области, перевели в фонд обороны .

Ежедневно газета помещала письма детей, отдавших свои "кукольные" сбережения на танк "Малютка". Ада мечтала, что на танке "Малютка" будет воевать её отец – танкист.
На собранные детьми деньги на Сталинградском заводе «Судоверфь» был построен настоящий танк Т-60, которому дали ласковое имя «Малютка». (слайд)

Его получила старший сержант 56-й танковой бригады комсомолка Екатерина Петлюк. Танк принял участие в тяжелейших боях за Сталинград.(слайд)

Осенью 1943 года советские войска освободили смоленскую землю от фашистов. Полина Терентьевна и ее дочка Ада вернулись в родную Сычевку. Отец Ады, старший лейтенант, танкист Александр Занегин, пал смертью храбрых в бою под Курском. Не суждено было сбыться мечте маленькой Ады о том, чтобы ее папа воевал на «Малютке».(слайд)

Время войны было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер (слайд), попадая в детские дома, а иногда их угоняли в плен фашисты, разлучая с родными, и они становились узниками (пленниками) концлагерей. (слайд)

А ещё были на войне дети, голодные и промерзшие мальчишки и девчонки, которых привозили в штабные землянки на фронте. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. Командиры не могли устоять против детских слёз и их желания бороться с врагами, чтобы отомстить за смерть своих родных, и оставляли их в полку, они так и назывались « дети полка» («Сын полка», «Дочь полка») , многие из них боролись с фашистами с оружием в руках. (слайд)

Дети сражались вместе со взрослыми не только на фронте, но и в партизанских отрядах. Послушайте несколько историй о подвигах юных героев детей – школьников, сражавшихся за победу в партизанских отрядах. « Подвиг» - это всегда смелый, отважный поступок. А человека, совершившего подвиг, называют герой.

-Марат Казей (слайд)

...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой Марат Казей ушел к партизанам в лес. Он стал разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу". А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда патроны закончились, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою. ( слайд)

- Надя Богданова (слайд «Разведчица»)

В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.
Первый раз её схватили, когда вместе со своим товарищем Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...
Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали их в Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.
Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...
Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени и медалями.

-Леня Голиков (слайд «Юный герой»)
Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...
2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

И таких историй о юных героях войны очень много. Они погибли, но мы всегда будем помнить о них, стремиться быть такими же смелыми и решительными, как они.

Большую помощь дети оказывали в госпиталях раненым бойцам - читали книги, фронтовые газеты и письма, помогали раненым солдатам писать письма домой, готовили для них подарки; (слайды ) выступали с концертами перед ними – читали стихи, пели песни. Песни поднимали боевой дух солдат, надежду на победу и встречу с родными. Любимой песней тех лет была песня «Катюша»

Исполнение песни «Катюша»

А как вы думаете, что больше всего ждали дети с фронта? (Ответы детей). Конечно, больше всего они ждали писем от своих родных – отцов, братьев, которые с оружием в руках били врага. Эти письма помогали верить, что враг будет побежден, эти письма давали силы и надежду на скорейшую победу , помогали терпеть невзгоды. Во многих семьях сохранились солдатские треугольники — письма, которые присылали с фронта отцы и братья. Они писали, что вернутся домой с победой.(слайд)
читают дети:

Мальчик: Здравствуй, дорогой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой,

Завтра утром снова в бой!

Будем мы фашистов гнать,

Береги, сыночек, мать,

Позабудь печаль и грусть.

Я с победою вернусь!

Обниму вас, наконец.

До свиданья.

Твой отец.

Девочка: Мои братья и сестры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу свое мужество, силу,

Буду немцев без жалости бить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить!

Как вы, ребята, думаете, какая была самая долгожданная весть с фронта? ( весть об окончании войны). 9 мая 1945 года закончилась Великая Отечественная война. И шла она целых 4 года. Как ликовали в день Победы детские сердца!!! Как ярко запомнился многим именно этот долгожданный день! (слайд)

С того памятного дня, 9 Мая, отмечается День Победы, как большой всенародный праздник, который принес нашему народу мир, а детям – спокойное детство. ( слайд)

Победа доставалась ценой самого дорогого, что есть у человека – жизни. Много людей – мужчин, женщин и детей, полегло на поле боя, не вернулось домой, имена многих героев войны нам не известны. «Никто не забыт, ничто не забыто» - такие слова написаны на могиле Неизвестному солдату в городе Москве. (слайд)

В память о погибших на могиле горит вечный огонь. Его никогда не задуют ветры, не затушат дожди, не погасит время, У памятника павшим солдатам всегда, в дождь, в снег и стужу, лежат живые цветы. Откуда они берутся? Их приносят люди. Уберут увядшие, положат свежие и скажут: «Мы никогда не забудем вас, герои».

Память о тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны, принято чтить минутой молчания.

( фон «поклонимся великим тем годам»)

Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим.

Кто ушел на фронт и не вернулся,
Вспомним через века, через года.
О тех, кто уже не придет никогда,
Вспомним!
Минута молчания.

На площадь приходим с цветами,

Бессменно солдат там стоит.

И Вечный огонь – наша память

Всегда озаряет гранит.

Ты за нас воевал, ты за нас жизнь отдал,

Чей-то сын, иль отец, или брат.

Помним мы о тебе, о тебе говорим

И поем, Неизвестный солдат.

Песня «Вечный огонь»

Памятники героям войны открываются в городах и селах, чтобы люди помнили своих героев – воинов-освободителей. Одним из известных памятников является памятник Алеша, посвященный советскому солдату – освободителю в Болгарии. О нем даже сложена песня, которая так и называется « Алеша».

Песня «Алеша»

Во всех городах и селах нашей большой страны проходят торжества в честь Дня Победы. О празднике - Дне Победы – расскажут в стихах дети: … (слайд)

День Победы – это праздник,

Это вечером салют,

Много флагов на параде,

Люди радостно поют.

Ветераны с орденами

Вспоминают о войне,

Разговаривают с нами

О победной той весне.

Там, в Берлине, в 45-м,

После натиска атак

Взвился соколом крылатым

Высоко советский флаг.

Все кричали: «Мир, победа!

Возвращаемся домой!»

Кому радость, кому беды,

Кто погиб, а кто живой.

Никогда забыть не сможем

Мы про подвиги солдат.

«Мир для нас всего дороже!»-

Так ребята говорят.

Пусть аист гнёзда вьёт на крыше,

Курлычат в небе журавли,

Пусть будет мир, он так нам нужен,

Он нужен детям всей земли!!!

ТАНЕЦ " Аист на крыше"

Пока вы ещё маленькие, но мы очень хотим, чтобы вы выросли смелыми, сильными людьми, достойными гражданами нашей страны, любящими свою Родину и способными в трудную минуту встать на её защиту.

У нас военные в семье:

Мой прадед, дед и папа.

Деды бывали на войне,

Пойду и я в солдаты.

Но не затем, чтоб воевать,

Смертей и войн довольно!

Я буду мир наш охранять –

Живи, страна, спокойно!

Пусть на Земле цветут сады,

Здоровы будут дети,

Не нужно нам войны-беды,

Пусть солнце ярко светит!

Мы с вами живем в прекрасное мирное время.

Мы рады миру и весне,

Давайте все дружить,

Но память о войне,

Должны мы сохранить.

Занятие наше подходит к концу, и в честь праздника Дня Победы предлагаю вам торжественным строем пройти по залу (Под муз. «День Победы» дети проходят по залу).

Дню Победы- слава!

Дети: Слава!

Ветеранам - слава!

Дети: Слава!

Счастью, миру на Земле- слава!

Дети: Слава! Ура!

(дети по окончанию праздника идут к Памятнику Победы возложить цветы)